Цель урока: расширить знания учащихся о личности поэта, направленности и многопроблемности
его творчества; готовить учащихся к восприятию его более объемных и сложных
произведений.
Ход урока:
I. Знакомство с темами и задачами урока.
II. Вступительное слово учителя о законченной теме по творчеству А.С.Пушкина.
III. Вопросыприсутствующих на уроке учителей о жизни М.Ю.Лермонтова (что учащимся
известно из предшествующих лет изучения).
IV. Сообщение учителя о Лермонтове - достойном преемнике Пушкина, у которого
основным содержанием творчества были судьбы родины и народа.
V. Сообщения учащихся:
1. Некоторые сведения о жизни поэта, поездки на Кавказ. (Ответ иллюстрируется
показом портрета бабушки лермонтова, домика в Тарханах, рисунками Лермонтова,
читаются стихи о Кавказе.)
2. Домашнее обучение, одаренность поэта, наблюдение за жизнью народа, впечатления
от рассказов о пугачевском восстании, восстании декабристов, расправы с ними.
3. Добавление учителя истории о восстании декабристов, войне 1812 года.
4. Стихотворение "Бородино" - зерно "Войны и мира" Толстого.
5. Учеба в Москве в благородном пансионе вместе с Белинским и Герценом.
6. Стихотворение "Парус". (Рисунок Лермонтова, грамзапись исполнения
Лемешевым.)
7. "На севере диком" - наизусть. (Картина)
Чтение и анализ стихов.
VI. Ранняя лирика - борец за свободу, человек великих страстей, исканий, с неудовлетворенностью
действительностью, отрицающий крепостное право и самодержавно-полицейский режим.(Близость
к декабристам) 29 год - "Жалобы турка"- протест против политической
реакции. 30 год - "Предсказание", "30 июля", "Париж"
- приветствие французской революции.
1. Художественные приемы, используемые автором. 37 год - "Смерть поэта"
- речь общественного обвинения, образец политической лирики.
VII. Ссылка на Кавказ.
VIII. "Дума" - сатира против дворянской интеллигенции.
IX. "Поэт" - общественное назначение поэта: Воспламенять бойца, быть
проводником передовых идей.
X. Рассказать отрывок из "Песни про купца Калашникова..." под мелодию
из оперы "Хованщина".
XI. Рассказ учителя истории о личности И.Грозного, об опричнине.
XII. Прослушивание грамзаписи о гибели М.Ю.Лермонтова. Заключительное слово
учителя о Лермонтове по материалам Андроникова.
XIII. Задание: дочитать "Песню...", ответить на указанные вопросы.