МОИ ПОМОЩНИКИ В РАБОТЕ.
Кто-то однажды сказал, что учебный кабинет - это методическая
"начинка": книги, средства наглядности, позволяющие сделать уроки
более живыми, разнообразными, добиться большей педагогической эффективности.
Вот этими соображениями я постоянно руководствуюсь в своей работе, стремлюсь,
чтобы кабинет имел лирически-художественный оттенок.
Очень хорошо в свое время писал В.А.Сухомлинский: "Дорогой друг, если вы
хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если
у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли
и чувств других людей - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте
его ум красотой окружения, красотой слова, мысли..." Помочь в этом может
и правильно оформленный кабинет, и система разнообразных уроков, и внеклассная
работа по предмету, и ощутимая любовь учителя к своему делу, к тем, кого он
воспитывает. Центром, сердцем кабинета у меня являлись материалы, стенды о Пушкине,
в котором отражается многожанровость его творчества.
С помощью учащихся и без них постоянно выпускаются бюллетени и газеты о жизни
и творчестве писателей, поэтов, как Есенин, Фет, Ахматова, Лермонтов, Толстой,
Некрасов, Чехов и др., изготавливаются иллюстрированные "раскладушки",
пишутся рефераты, доклады на литературные темы, приготовлено большое количество
карточек для индивидуальных заданий по анализу произведений, по теории литературы,
о жизни и особенностях речевых характеристик героев и т.д. Своеобразие творчества
каждого писателя или поэта позволяет по-разному строить уроки. По возможности
стараюсь на родное, близкое, понятное. Очень важен краеведческий аспект уроков,
знакомство с родным краем через встречи с поэтами - земляками, как, например,
с Г.И.Игнатовым, изучение его жизненного и творческого пути. Практикую уроки
- лекции, например, "Знакомьтесь, Михаил Зощенко", уроки - конференции,
так в 8 классе: "Личность и художественный мир И.С.Тургенева", интегрированный
урок по творчеству М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, урок - воображаемая экскурсия
"Войди в мир Л.Н.Толстого" - 8 класс, уроки с элементами драматизации
"Чиновники в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" - 7 класс, уроки -
концерты и конкурсы, на которых звучат не только стихи классиков, но и написанные
самими учащимися.
Кроме сочинений на литературную тему учащимся предлагаю писать
на заданную тему по собственным наблюдениям, впечатлениям о красоте
каждого времени года, о своем городе, улице, о природе родного края, о
людях - тружениках, о своих близких людях и т.д.
С большим интересом работают учащиеся с занимательными
заданиями, периодически помещаемыми на стендах "Занимательная
грамматика", "В мире слов". Помещаю на них кроссворды, головоломки,
шарады, загадки, анаграммы, лингвистические задачи и т.д. Некоторые
задания даются для домашнего обдумывания, а большинство - для работы в
классе при повторении или закреплении изученного материала. Главное,
чтобы это было интересно детям, заставляло их вслушиваться,
вдумываться, мыслить, а увлеченность работой - лучший способ сохранить
дисциплину, создать обстановку доброжелательности и взаимного доверия
между учениками и учителем. Допустим, классный час посвящен
профессиям. За неделю до его проведения появляется красочно
оформленная головоломка - нужно расшифровать названия профессий.
Названия их способствуют повторению безударных гласных, суффиксов,
написания сложных слов и т.д. Такая работа помогает осуществлять
обучение и воспитание во взаимосвязи. При изучении устного народного
творчества готовлю шарады, загадки, отражающие тему и способствующие
выработке навыков грамотного письма.
Чтобы идти в ногу со временем приходится постоянно заниматься
поиском, знакомством с научной педагогической литературой. Хорошую
помощь получаю из постоянно выписываемых предметных журналов. Богатый
материал в помощь преподавания сосредоточен в специальных книжках: "В
мире литературы", "Обратимся к истории", "Мир искусства"
и т.д. Приходится работать над собой, т.к. учитель может вести вперед только
до тех пор, пока сам учится.
В классах, как правило, дети разного уровня развития, поэтому
стараюсь прислушиваться к каждому ребенку, наблюдая за ним, создаю
условия для его самореализации, стремлюсь не только учить жить, а жить
одной жизнью с учеником. И если мой ученик в чем-то сомневается,
стремлюсь разрешить эти сомнения.
Передо мной, как предметником, стоит задача научить детей
грамоте, познать тайные глубины литературы, научить четко выражать
свои мысли, используя все богатство русского языка. Работать в наше
время особенно трудно. Из-за отсутствия школьных наглядных пособий
приходится готовить их самой, на что уходит масса времени. Для
развития монологической речи учащихся использую изготовленные
собственноручно специальные таблицы-схемы по всем частям речи. Их, как
правило, использую сразу при первоначальном знакомстве с
морфологическими признаками частей речи. В конце изучения предлагаю
сначала сильным учащимся составить по таблице связный рассказ, далее
привлекаю к этой работе и слабых учащихся. Для развития
орфографической зоркости у учащихся тоже готовлю таблицы. В основном
это таблицы на чередование гласных в корнях, написание приставок и
суффиксов. Эти таблицы предназначены больше для слабых учащихся.
Для работы по лексике тоже есть особые карточки. Они тоже чаще
используются в работе со слабыми учениками. В каждой карточке три
задания - по одному из них - ребус. Выглядят карточки привлекательно,
т.к. я заказывала их изготовление в Асиновской типографии.
На уроках русского языка важно внимание учащихся, интерес к
уроку, поэтому особенно в 5-6 классе часто практикую элементы игры,
уроки - путешествия, яркие, красивые карточки, иллюстрации, рисунки
мелом на доске, элементы неожиданности и даже загадочной
таинственности на определенных этапах урока, различные виды работы по
развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, умения применять
теоретические знания в практической работе. Вся работа на уроках
ведется с учетом индивидуальных возможностей учащихся, уровня их
развития и обязательно дифференцированный подход к домашним заданиям и
самостоятельным работам на уроках. Стараюсь укрепить уверенность
каждого ученика в своих возможностях. Для достижения положительных
результатов в обучении грамотному письму помогает разнообразный
раздаточный материал, таблицы, диаграммы. Помогает в этом и
внеклассная работа по предмету.
Стало хорошей традицией проведение олимпиады на личное
первенство в классе, КВН, игры "Поле Чудес", "Звездный Час",
конкурсы
чтецов, работа кружка "Проба пера", где ребята осваивали основы
стихосложения и сами писали стихи, басни, рассказы, частушки, работа
классного драмкружка, где учащиеся 5-6 классов готовили
костюмированные выступления по сказкам Пушкина, рассказам Чехова,
учащиеся 7-го класса готовили отрывки из комедии Гоголя "Ревизор",
учащиеся 8-9 классов выступали со сценариями по произведениям Пушкина:
"Евгений Онегин", "Барышня - крестьянка", "Пиковая
дама". С этими
спектаклями учащиеся выступали и перед учениками, и на родительских
собраниях.