ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


«Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества»
(Ю. Фучик)

Повесть Е. Велтистова «Прасковья» - о скромном мужестве и героизме, об истоках, а вместе – и о малодушии, ведущем к предательству. Речь идёт о двух женщинах, которые встретили на своём пути сбитого и раненого лётчика Михаила Тихоновича Мальцева. Прасковья, так звали одну из женщин, оказывает помощь лётчику, помогает ему укрыться от немцев. За это последовала жестокая расправа фашистов, которые травили женщин и детей собаками, издевались, они, видимо, забыли, что у них где-то тоже есть родные, близкие, дети. Нет, здесь им было никого не жаль. Одичавшие и озверевшие они всё делали, чтобы растоптать, уничтожить душу русского человека. Прасковья не подла на предательство: предпочла смерть. Семи жизней стоило спасение лётчика. Расстреляли мать, бабушку, детей.

Автор ищет истоки героизма, рассказывая о прошлом. Была она из крестьян, трудолюбивая, решительная, счастливая женщина и мать. О такой вот и рассказал поэт Исаковский в стихотворении «Русской женщине». И сколько их было таких Прасковий! На них и держится земля русская. О них и песни слагают, их именами называют улицы, им ставят обелиски.

А вот Наталья – вторая женщина, встретившаяся Мальцеву в минуты опасности, не стала рисковать собой и детьми, пошла в комендатуру и выдала Мальцева немцам. Прошли годы, пережив ужас фашистского плена, Мальцев вернулся к жизни, к работе. Судьба снова приводит его в деревню, где погибла семья спасшей его женщины. Люди отвернулись от Натальи, чтобы совесть мучила её всю жизнь, видимо, потому она стала прикладываться к самогону, от него и задохнулась. «Жизнь и смерть часто ходят рядом, но не всем суждено исчезнуть в безвестности», - говорит автор повести.

В. Белов. Рассказ «Весна».

Один из сильнейших антивоенных рассказов. Весна - всё стремится к свету, теплу, жизни. Но почему же так страшен финал рассказа? С намерением повеситься идёт в овин главный герой рассказа Иван Тимофеевич. Что толкнуло его к этому жуткому шагу? Он уже стар, на войну его не взяли, воюют дети, обыкновенные крестьянские парни, сильные, здоровые – опора в старости. И одного за другим уносит война, остаётся последний – Лёнька. В нём всё: надежда, боль, радость. Но и этого юношу навсегда забирает война, страшное горе поражает безумием мать, скончавшуюся через неделю. Для Тимофеевича жизнь потеряла смысл, наступил предел терпению. Рассказ приводит к заключению: война несёт горе, безумие, обессмысливание жизненных ценностей. Ей не должно быть места на Земле!

Е. Носов. Рассказ «Красное вино Победы».

Рассказ даёт богатую пищу для размышления о войне, её бессмысленности и жестокости. Он ценен достоверностью: (известно, что сам автор – участник войны, будучи раненым, лежал в госпитале в Серпухове – его он и делает местом действия в этом рассказе). Перед нами – жертвы войны. Бородухов. Когда-то он был мужиком-лесовиком. В летах, матёр телом. Минные осколки угодили ему в тазовую кость, но лежал он легко, ни разу не закряхтев, не поморщившись. С начала войны – это четвёртое ранение.

Ещё один солдат – Копешкин. У него перебиты обе ноги, повреждены шейные позвонки, имелись и другие увечья. Он был замурован в сплошной нагрудный гипс. С каждым днём ему становилось всё хуже, вскоре он умирает от своих ран.

Сапёр Михай, бывший виноградарь. Один он в палате не носил гипсов: обе руки его были ампутированы выше локтей. И вот День Победы! И люди устремились к госпиталю, к тем, кто сделал всё для победы. Раненые вспоминали своих родных, гремела музыка. Но слишком страшной ценой был оплачен этот день. Кто ответит за это? Зачем они пришли сюда? Это наша земля. Это наша Родина.

В. Астафьев «Пастух и пастушка».

Есть о чём поразмышлять над этой повестью. Она не только о страде войны, она прежде всего – о людях. А они разные, советские солдаты, защитники в самом высоком смысле этого слова. Повесть эта – приговор войне, как величайшему злу на земле. Мир созидает, война разрушает. И не только материальные ценности. Война притупляет чувства людей, делает их равнодушными, безразличными ко всему. Старшина Мохнаков говорит после одного из сражений: « Я…весь истратился на войну. Весь. Сердце истратил. И не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками. Я бы их!» Суд над военными преступниками произнесёт история. Но мы, поколение живых, должны приложить все усилия, чтобы люди жили в мире, чтобы человек выполнял своё духовное предназначение.

В. Быков «Альпийская баллада»

Быков в своей повести изображает трагедию двух беглецов из немецкого концлагеря. Русский военнопленный Иван Терешко и итальянская девушка Джулия пытаются скрыться от погони, пройти через Альпы в партизанский Триест. Перед нашими глазами проходят жуткие картины мученичества, голодной смерти узников концлагерей. Война в изображении Быкова – тяжёлый изнурительный труд, человеческие страдания. В центре внимания автора – советский человек. Вера в его идейное превосходство над фашистом. Писатель изображает своих героев в момент главного жизненного испытания, в минуту «страшней которой уже не будет». Он ставит героя в такие обстоятельства, когда тот остаётся один на один с совестью, несёт моральную ответственность за своё поведение. И высший суд, которым он может судить себя, - это суд его совести. Автор ставит своего героя в необычайно трудные, трагические обстоятельства: сначала мы видим Ивана на грани смерти, когда он готовит взрыв, затем поединок с комендантом, который тоже мог кончиться смертью, неожиданный побег, который всё более и более осложняется, и, в конце концов, смерть героя. Иван – сильная, волевая натура. Он из тех людей, которые будут биться до последнего патрона, не сдадутся, сумеют найти выход там, где его, казалось, нет, сумеют сделать невозможное. Быков в своей повести воспел мужество и стойкость русского солдата, раскрыл его героический характер, хотя сам Иван никогда не считал себя героем. Он вступает в поединок с фашистами, но слишком были не равные соперники в этом поединке: с одной стороны – сытые, вооружённые до зубов фашисты, с другой – голодные, изнурённые концлагерем и побегом обессиленные раненые пленные. Иван гибнет, но моральная победа на его стороне: он бился до последнего, не сдался, не унизился, не струсил и, казалось, в безвыходном положении нашёл возможность спасти Джулию, не думая о себе.

К. Воробьёв «Это мы, Господи!».

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975) родился в Курской области. Будучи кремлёвским курсантом, осенью 41-го года уходит на фронт, защищает Москву, попадает в плен. Саласпилсский, Шяуляйский лагеря, стремится вырваться на свободу.

Повесть – ещё одна страница Великой Отечественной войны. Мытарства главного героя Сергея Кострова начинаются с плена. «Немцы шли обозлённые на бездорожье, на русскую зиму, на советские самолёты. А злоба вымещалась на голодных, больных, измученных людях… В эти дни немцы не били пленных, только убивали, убивали за всё: за поднятый окурок на дороге, убивали, чтобы стащить с мёртвого шапку и валенки, за голодное пошатывание в строю, за стон от нестерпимой боли в ранах, просто ради спортивного интереса, стреляли большими группами, целыми сотнями».

Это было начало пути в немецкий ад. Здесь будут и попытки побега, будут добрые, близкие по духу и одинаково настроенные с героем люди: это и старик Фёдор Никифорович, зверски убитый по пути к Волоколамскому шоссе, доктор Лучин из лагерной амбулатории, поддерживающий Кострова в нечеловечески трудные минуты, юноша с глазами - васильками Ванюшка, с которым Сергей делал первую попытку побега из «Долины смерти».

Преклоняешься перед мужеством, душевной несломленностью этих людей, умением сохранить в себе всё человеческое. Не прекращается противоборство добра и зла. «Это мы, господи!» - несётся стоном со страниц повести многотысячный хор замученных физически и истерзавшихся душевно людей.

Астафьев считает, что это произведение «даже в незавершённом виде… может и должно стоять на одной полке с русской классикой».

Б. Васильев «В списках не значился».

Брест. Легендарная крепость. Красным отсвечивает гранитная дорожка, ведущая к могиле героев. Об одном из них, Николае Плужникове, рассказал Васильев в романе «В списках не значился».

Счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного училища, Николай прибыл по назначению в ночь, которая отделила мир от войны. Он не успел встать на учёт, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более 9-ти месяцев. Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти исполнилось 20 лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а всё его поведение в крепости – подвигом.

Николай – герой не от рождения, ещё будучи курсантом, развил в себе чувство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины – качества, без которых подвиг не состоялся бы. В жесточайших условиях войны он вынужден принимать самостоятельные решения, в первую очередь, он думает об опасности, в которой находится Родина, а не о себе. Ведь он мог уйти из крепости, и это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком… В сознании героя укрепляется чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом, когда он размышляет о смерти Владимира Денщика, спасшего его, и понимает, что он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Н. Плужников мужественно остаётся на боевом посту солдата до конца. 12 апреля 1942 года, когда шёл уже десятый месяц войны, из крепости раздался хриплый, но торжествующий смех непокорённого. Это Николай салютовал Москве, узнав, что её не смогли взять враги. И в этот же день, он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала; она просто истекла кровью», и Плужников был её последней каплей. И как точны слова, написанные С. Щипачёвым:

Пусть всех имён не назовут,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

ВИКТОР НЕКРАСОВ (1911-1987).

«В окопах Сталинграда»

Виктор Некрасов родился в 1911 году в Киеве, куда вернётся в конце войны после ранения к матери. Их интеллигентски скромная квартира – неизменное место сбора сперва школьных друзей, потом институтских, потом фронтовых, потом товарищей по гонениям, которые обрушатся на земляков-диссидентов. (Диссидент – человек, не согласный с господствующей идеологией, с существующим строем, инакомыслящий).

Когда ему исполнилось 70 лет, он подвёл предварительные итоги и разделил жизнь на две половины. Первые 35 лет – учение, театр, война, работа над Сталинградской повестью. В день 35-летия писателя рукопись уже набиралась в московской типографии. Повесть войдёт в историю литературы, дав основание молодым прозаикам 50-х годов, вчерашним лейтенантам, утверждать: « Мы вышли из «Окопов Сталинграда». На том будут стоять и когда рухнут их надежды, принесённые с войны, а самого Некрасова власти обрекут на изгнание.

После его смерти начнётся возвращение его книг. Прежде всего – повести о людях, что сражались среди руин Сталинграда, и, одолев врага, повернули ход второй мировой войны. Он сам – один из них – чудом остался жив, был ранен, вернулся в строй, дошёл до Польши. После пули немецкого снайпера опять госпиталь. Тренируя руку с парализованным нервом, начал писать, вспоминая дни и ночи пылающего Сталинграда. Своё довоенное прошлое он «уступил» главному герою Юрию Керженцеву, предоставив ему право говорить от первого лица. Его глазами увидены дороги отступления, окопный быт, столкновения на склонах Мамаева кургана. Керженцев моложе Некрасова, автор «передал» ему так и не пригодившуюся до войны специальность инженера-строителя. Но учёбу в театральной студии, актёрский опыт, гастроли по стране оставил себе, не отдал он Керженцеву и свои ранние увлечения – они не украсили бы биографию советского офицера. В нежном возрасте он «болел» за Деникина, Колчака, Врангеля. Однако, когда умер Ленин, повесил у себя его портрет. Война сделала Некрасова и его героя строевыми командирами, но различия между ними сохранились. Некрасову суждено стать не только полковым инженером, подчас заменяющим комбата, но и писателем с определённым взглядом на жизнь, войну, искусство. Он принадлежал к той части художественной интеллигенции, которая не вписывалась в «большую жизнь» (так назывался популярный предвоенный фильм). Предпочитал свою, ещё связанную с традициями служения народу, искусству, традициями, отвергавшими ложь, угодничество. На передовой Некрасов, подобно Керженцеву «как все». Но в искусстве «как все» бывают только бездари, приспособленцы, лишённые собственного «я», либо торгующие им. Уже первые страницы «Окопов…» подтверждали: пришёл художник, наделённый счастливым даром обострённого восприятия, достоверного запечатления жизни. Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка и общее фронтовое неблагополучие. Для самого Керженцева, единого в двух лицах, - участника событий и повествователя, хватает с лихвой даже и того, что творится под носом. Лейтенант не судил дальше того, что видел. Увиденное же заставило его усомниться не столько в прежних друзьях, сколько в собственном мнении о них.

Признак интеллигентности для Некрасова – не диплом о высшем образовании, не «причастность к умственной» профессии, но категория нравственная, и главенствует правило: бой покажет. Есть в повести герои, близкие по духу Некрасову: лейтенант Фарбер, Карнаухов, который тайно пишет стихи, зачитывается Д. Лондоном, комдив симпатизирует Мартину Идену, но осуждает за самоубийство.

Некрасов не стремился к глобальным выводам в своём произведении, но он и не хотел, чтобы на тех, кто воевал, падала тень, дорожил престижем армии, он писал, что в его фронтовой повести 99% правды и один – умолчаний.

Ему понятно состояние человека под градом осколков и пуль. И писал он свою повесть с верой в ненапрасность пролитой крови. Некрасов не мог оставаться безразличным к погибшим, не был безразличным и к живым. Ничем вроде бы не выделяется человек, о котором он трепетно рассказывает. Но без таких людей как Валега Советской армии не одолеть бы врага, точнее, без душевного согласия Валеги и Керженцева, без Валеги повесть вообще могла не состояться. «Валега читает по складам, в делении путается, не знает сколько семью восемь; и спроси его, что такое социалистическая родина, он толком не объяснит. Но за родину, за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибару где-то на Алтае, за Сталина, которого он никогда не видел, но который является для него символом всего хорошего и правильного, - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами… Вот это и есть русский человек. Сидя в окопе он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела – покажет себя». Вера в Сталина не принижает Валегу. Он слишком прям, чтобы заподозрить коварство. В литературе Валега – предшественник Солженицынского Ивана Денисовича, первый угодил за решётку до войны, второй – за колючую проволоку – после. Валега в чём-то сноровистее, опытнее Керженцева. Мирные времена сделали его немногословным, не приучили улыбаться, не любит он распространяться и о не заслуженной тюремной камере. Безупречность Валеги вне подозрений. Он не знает за собой вины и чужд искупительному порыву, он переполнен чувством собственного достоинства. Керженцев видит в нём личность. Вот такой эпизод: никто не отправлял его в тяжкую минуту за водой для бойцов и пулемётчиков. Не идти безопаснее, меньше вероятность схватить пулю. Но Валега отправляется на поиски воды. В таком свободном выборе – истинный героизм. У него психология труженика. Ей соответствуют его представления о мире, войне, о месте человека в жизни. Фронтовая реальность выявляла и таких самородков, как Валега, и натуры прямо противоположные. О начальнике штаба полка Абросимове Керженцева предупреждает Лисагор, что это опасный парень, людей не жалеет. Керженцев убеждается в этом, когда при попытке овладеть вражескими траншеями Абросимов не скрывает злобной враждебности ко всем: солдаты трусят, командиры «думают – гадаючи», ему ненавистно стремление Ширяева захватить траншеи малой кровью. И он без толку уложил половину батальона, посылает командиров вперёд. Один за другим падают рядом с Керженцевым солдаты: погибает Харламов, нет больше и простодушного Карнаухова, тяжело ранен Ширяев. Командование обескровленным батальоном принимает Фарбер. Абросимову предстоит отвечать перед офицерским судом чести, автору и читателям – постигать мотивы кровавого безумия.

«В окопах Сталинграда» - книга чистая и светлая. Но, отдавая предпочтение людям совести и долга, видя главного их врага в германском фашизме, Некрасов до поры до времени не замечал угрозы с тыла. Перед Керженцевым, Ширяевым, Фарбером не возникал вопрос о связи между безграничной властью Сталина и сокрушительными неудачами на фронте, между сталинизмом и абросимовыми. Они слишком верили в безоблачное небо победы. Некрасов стоял вровень со своим временем, опалённым войной. Но его память об этой войне делалась всё более неприемлемой для системы, которая хотела её вытравить, заставить забыть о поражениях, морях крови. Война высвечивала человеческие достоинства и пороки. Некрасову всего дороже достоинства – они помогают победить. Но пороки, выявившиеся на фронте, приумножились в мирное время. Некрасов пытался им противиться. Чем дальше, тем настойчивее. В своих книгах, в своих выступлениях всё решительнее ввязывался в борьбу. Его не пугало его неравенство и тогда, когда дошло до изъятия из библиотек прежних книг, до обысков и допросов. Его отъезд – не эмиграция, а жестокое изгнание; но тяготы вынужденной жизни не сломили Виктора Платоновича. Он оставался писателем, вышедшим из Сталинградских окопов. Невзирая на превратности судьбы, на разочарование, он до самого конца хранил верность человеческим ценностям, за спасение которых сражался вместе со своими героями на склонах Мамаева кургана.

 

ВАСИЛИЙ ГРОССМАН

«Жизнь и судьба»

В 1960-м году он завершил свой роман, а начал печататься в первом номере журнала «Октябрь» в январе 1988 года. Во многом он был созвучен военной прозе той поры: и своей трагической искренностью, и философской мыслью о бессмертии народа, и верой в торжество идеалов свободы. Вместе с тем роман затрагивал такие сложные и противоречивые проблемы государственного устройства и партийного руководства страной, которые делали невозможной публикацию романа в то время.

Действие романа происходит в 1943-м году в его кульминации – Сталинградской битве. Места действия самые разные: осаждённый город на Волге, Москва, Самара, Казань, немецкий концлагерь и т.д. В грохоте сражений писатель прислушивается к тихому слову героев, к скрытым движениям души, считая их не менее достойными своего внимания, чем решение стратегических и тактических задач в штабах фронта, армии или танкового корпуса. И потому противоречия войны он стремился раскрыть в органическом единстве с исследованием противоречий души человеческой. Жизнь в романе представлена в самых разных своих проявлениях и по-особому просматривается в судьбах персонажей, в текучке фронтового бытия или будней тыла. Но это не значит, что писатель всего лишь фиксирует происходящее, не вторгаясь в него авторским словом. Напротив, он определёнен и независим в своих суждениях о государстве и обществе, во взглядах на историю и личность в ней.

Наиболее интересны сцены фронтовой жизни защитников города на Волге, среди которых оказывается один из главных героев романа – Николай Григорьевич Крымов. С его помощью писатель проверяет реакцию людей на мир самого Крымова, а крымовская реакция на людей позволяет Гроссману увидеть главное в человеке. Дело в том, что Николай Григорьевич связан служебными, дружескими и родственными связями со многими людьми в романе. Он фигура страдательная. Основным в его личности было свойственное русскому интеллигенту стремление к просветительству. Он любил выступать с лекциями, объясняя массам политические задачи текущего момента. Мы посвящены писателем в сложный, принципиально важный конфликт в романном мире. Суть конфликта – различие взглядов на саму войну и участников её. В образе капитана Грекова проступают вольнолюбивые мотивы декабристов, настроенность на традиционную для русского офицерства уважительность по отношению к нижним чинам. Всё это было чуждо существовавшему режиму, жертвой которого был Крымов. Аналогичные конфликты между «свободой» и «несвободой» личности и её волеизъявления, происходят и в танковом корпусе Новикова, и в немецком концлагере, где заложником своих убеждений оказывается майор Ершов, и в научном институте, где невыносимо чувствует себя учёный Штрум. И над всем в романе господствует эхо Сталинграда, который был для писателя не просто городом, а душой войны: «Его душой была свобода». Эта же душа двигала пером художника, когда он писал свой роман. И потому-то произведение оказалось насквозь полемично. В нём было ощутимо желание не просто понять, но и разоблачить. Тем самым роман совершенно определённо относится к пятидесятым годам с их страстным желанием постичь правду войны как правду всей нашей жизни. Таков был зов жизни. В противовес представлениям о людях как «винтиках» автор отстаивает необходимость внутренней независимости и свободы духа. В связи с этим не только событийным, но и философским центром произведения является рассказ «о солдатской республике» - дом 6, дробь 1 в Сталинграде, обороной которого руководит капитан Греков. Отношения здесь строятся на принципе подлинного товарищества, здесь умирают в бою за идею свободы. Примером истинного мужества, самостоятельности мышления, совести и чести стали 8 минут из жизни полковника Новикова, когда он, вопреки гневу Сталина и нажиму генералов, задерживает наступление, давая возможность артиллерии подавить сопротивление фашистов и тем самым избежать лишних потерь. Без таких, как Греков и Новиков, без труда, страданий и героизма народа не могло бы быть Победы. Нелёгкий путь духовного прозрения проходят многие герои произведения. Роман заставляет думать, спорить, вырабатывать собственную точку зрения на сложившиеся проблемы 20-го столетия.

 

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОНДАРЕВ

«Горячий снег».

Бондарев был артиллерийским офицером во время войны, участвовал в Сталинградской битве, сражался за Киев. Его первые повести «Батальоны просят огня»- 1957 г. и «Последние залпы» - 1959 г. были сразу высоко оценены критикой за тонкость анализа переживаний небольшой группы молодых людей в шинелях на крошечном плацдарме войны. Роман « Горячий снег» посвящён событиям под Сталинградом зимой 1942 года. Как и его товарищи по перу, писатель свидетельствует о том, что к созданию этого произведения его подвигла солдатская память: «Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…» Герои его не просто совершают деяния, Но и осмысливают свои действия. И поэтому роман этот – произведение не только о героизме и мужестве, Нои о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Действие романа происходит в течение одних суток, начиная с того момента, как батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста километрах от Сталинграда и вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу и его шестой армии, и кончая тем часом, когда батарейцы почти полностью павшие у своих орудий, всё же не пропустили врага. Запоминающимися фигурами на страницах романа являются старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, старшина Скорик, ездовые Рубин и Сергуненко, санинструктор Зоя Елагина. Всех их свела святая обязанность – защищать Родину. Именно в бою каждый из них обнаружил свою человеческую сущность. И прежде всего, двое однокашников по училищу – Кузнецов и Дроздовский.


Hosted by uCoz