Н.В.Гоголь (1809 - 1852)


Начало

"Мёртвые души"

Художественные особенности творчества Гоголя

Идейно - художественное своеобразие поэмы "Мёртвые души"

О втором томе "Мёртвых душ"

Кто он, Чичиков? Вопросы к теме.

Помещики в поэме. Вопросы к теме.

План к сочинению: "Тема Родины и народа".

Белинский и Чернышевский назвали Гоголя "отцом русской реалистической прозы". Углубив критический реализм Пушкина, Гоголь создал такие произведения, которые выросли в грозный обвинительный акт против самих устоев феодально-крепостнического мира. Силу творчеству Гоголя придавали его великий патриотизм, его духовная связь с народом. Высокий патриотизм руководил писателем и тогда, когда он прославлял народные подвиги во имя Родины, и тогда, когда подвергал осмеянию тех, кто держит в порабощении и угнетении народ, и тот общественный строй, который подавляет, уродует человеческую личность.
Родился он в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Это прозаик, драматург, критик, публицист. Родился в семье помещика средней руки. Детские годы провёл в имении родителей Васильевке - другое его название Яновщина, по фамилии владельца Гоголь - Яновский. Культурным центром края являлись Кубинцы - имение Трощинского, дальнего родственника Гоголя, бывшего министра, у которого была огромная библиотека, домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Всё это оказывало должное положительное влияние на пробуждение художественных и умственных интересов будущего писателя, но здесь же он наблюдал и сцены самодурства и унижения человеческого достоинства. В 1818-19 г. обучался в Полтавском уездном училище, а в 1821 году поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь начала проявляться его художественная одарённость: учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник - декоратор и актёр, особенно ему удавались комические роли (Простакова из "Недоросля"), пробует себя и в разных литературных жанрах. По окончании гимназии, в 28 году едет в Петербург, где не мог найти себе подходящего места для службы. И он решил стать писателем. Пишет поэму "Ганс Кюхельгартен", но она была отрицательно встречена критикой, и подавленный неудачей, Гоголь едет за границу - в город Любек, но через два месяца вновь был в Петербурге, но устроиться в Александринский театр тоже не удалось. В конце 1829 года поступает на службу канцелярским чиновником в департамент. Служба эта его не устраивала, она была очень далека от того, о чём он мечтал. Впечатления, полученные на службе, дали материал для написания в будущем "Записок сумасшедшего" и "Шинели". Гоголь снова начал писать о старинной украинской жизни, используя народные предания и сказки. В 1832 году эти повести вышли в свет в двух сборниках под заглавием "Вечера на хуторе близ Диканьки", где показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка.
Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе. Вот почему даже в таких весёлых повестях "Вечеров на хуторе близ Диканьки", как "Сорочинская ярмарка", слышатся нотки грусти, горечи. И в конце второй части "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Гоголь выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков. "Вечера" имели большой успех, восторгался ими и Пушкин. Гоголь обращается и к истории, он задумывает написать ряд научных трудов.
Сначала он получает место преподавателя истории в среднем учебном заведении, а в 1834-35 годах начинает читать лекции в Петербургском университете. Но те условия, в которые было поставлено преподавание, стали тяготить его, и в конце 35 года уходит из университета. В 1835 году появились в печати два сборника: "Арабески" и "Миргород", родственные "Вечерам" - украинской тематикой, где романтически-сказочное перемежается с реалистическим. "Вий" - народная сказка, по словам Гоголя, но описание семинарии, быта бурсаков, их характеров, дворни сотника и её быта дано в реалистических тонах. Как и в "Вечерах" симпатии писателя на стороне простых людей. "Тарас Бульба" - историческая повесть, где автор в романтических тонах изобразил народный коллектив, казачество, спаянное чувством товарищества и любви к родине. Запорожцы - настоящие былинные богатыри, сражающиеся за независимость своей отчизны. При всей романтической окрашенности образ Тараса Бульбы нарисован жизненно убедительно.
Другие две повести "Миргорода" - "Старосветские помещики" и "Повесть о том, как поссорились Иван И. и Иван Никифорович" полностью реалистические. В "Старосветских помещиках" - гоголевский юмор - сочетание грусти и иронии, в повести "Как поссорились..." - юмор переходит в сатиру. "Скучно на этом свете, господа", - заканчивает Гоголь повесть.
"Арабески" - 1832 год. В этот сборник вошли статьи по литературе, по истории, живописи и архитектуре и три художественных произведения: "Невский проспект", "Портрет", "Записки сумасшедшего", они объединяются одной темой - столкновение мечты с действительностью, роднит их и место действия - Петербург. В "Невском проспекте" - история художника Пескарёва, восторженного мечтателя, который гибнет из-за разлада мечты и действительности. 41 год - "Портрет" - печальный рассказ о художнике Чарткове, загубившем свой талант в погоне за богатством. В "Записках..." и "Шинели" автор обращается к теме, поднятой Пушкиным в "Станционном смотрителе" - теме маленького человека, бедного мелкого чиновника, живущего в обществе, которое расценивает людей по чинам и богатству. Высоко оценил повесть Белинский, он подчеркнул, что Гоголь - писатель - реалист, сильный верностью изображения жизни. Знакомство с Пушкиным оказало благотворное влияние на Гоголя, Пушкин стал руководителем начинающего писателя в области литературы, направляя его по пути реализма. По совету Пушкина Гоголь в 1835 году начинает работать над произведением "Мёртвые души" и "Ревизор", сюжеты для обоих дал Пушкин. В 1836 году, когда Пушкин стал издавать журнал "Современник", то привлёк Гоголя в качестве сотрудника. Уже в первом журнале появились повести Гоголя "Коляска" и "Утро делового человека". Гоголь относился к Пушкину как к своему учителю. Он много работал в области драматургии. Первую комедию Гоголь начал писать ещё в 1833 году. (Владимир 3 степени"), в которой обличал чиновничью бюрократию Петербурга. Однако пришлось прервать работу, т.к. цензура ни за что не пропустила бы это. В 1836 году была отдана в цензуру комедия "Ревизор", которая благодаря Жуковскому попала на сцену, первое представление было в Александринском театре Петербурга в 1836 году. Здесь дана широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30 годов. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России, полное отсутствие понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень, он показывает чиновников как антинародную власть. Прогрессивная общественность высоко оценила комедию Гоголя. Летом 1836 года Гоголь уехал за границу и прожил там около 12 лет, изредка приезжая в Россию по делам в связи с печатанием первого тома "Мёртвых душ". В Париже он узнал о гибели Пушкина, что потрясло его, он сказал: "Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему" Из Парижа он уезжает в Рим. В 1742 году вышел в свет первый том "Мёртвых душ". Он решил написать ещё два тома продолжения. Однако к этому времени Гоголь изменился под влиянием окружающих его людей, религиозно и консервативно настроенных, и отсутствия связей с прогрессивной общественностью. И вот в 1847 году Гоголь опубликовывает свою новую книгу "Выбранные места из переписки с друзьями". Эта книга своим содержанием призывала к отказу от борьбы с самодержавием и крепостничеством. О реакционном смысле новой книги резко выступил Белинский в своём "Письме к Гоголю". В 1848 году Гоголь вернулся в Россию и стремился ближе и глубже познать её, чтобы успешно закончить второй том "Мёртвых душ", но так и не смог понять смысла той общественной борьбы, которая происходила в России. В конце 51 года он закончил второй том, он был уже болен и морально угнетён, и в ночь на 11 февраля 1852 года он сжёг готовую рукопись второго тома, через 10 дней после этого Гоголь умер. Его похороны были демонстрацией народной любви к писателю. Тургенева за некролог в московской газете выслали в его имение без права выезда, имя Гоголя стало запретным.

"Мёртвые души"

Поэма закончена в 1851 году. По поводу замысла своей поэмы Гоголь говорил: "Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку, всю Русь". По ходу работы над произведением Гоголь остро ощущал, что оно не похоже ни на повесть, ни на роман, и останавливается на жанре поэмы, как "Евгений Онегин" - роман, но не в прозе, "Мёртвые души" поэма, но не в стихах". Продолжая работать над поэмой, Гоголь мечтает написать ещё 2 - 3 тома и показать Русь не с одного боку, а всесторонне, а в последующих томах вывести и положительных героев, показать нравственное возрождение "подлеца-приобретателя" Чичикова. Широта сюжета, насыщенность произведения лирическими местами, показ личного отношения автора к изображаемому, позволило Гоголю назвать произведение поэмой. Но Гоголь сжёг второй том, а к третьему и не приступал. В чём же причина неудачи? Причина в том, что Гоголь искал положительных героев в мире "мёртвых душ" - представителей господствовавших в то время общественных слоёв, а не в народном, демократическом лагере. Дошедшие до нас главы второго тома "Мёртвых душ" знакомят нас с образами, родственными помещикам первого тома (П.П.Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, наживший свыше 40 миллионов), не типичны, жизненно не убедительны. Замысел изъездить с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Для характеристики помещиков Гоголь применяет определённые приёмы: усадьба, обстановка дома, внешность героя, его манеры и речь, манера угощения Чичикова, отношение к продаже мёртвых душ - всё это разное у Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина, подбором деталей и речевым своеобразием подчёркивает основные черты характера каждого. Каждый из них своеобразен, не похож на других. Однако все они помещики - крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порождённые феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие: Паразитизм, жизнь за счёт крепостного крестьянства; Низменные, животные интересы, отсутствие каких - либо высоких идейных побуждений, пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм. Отсутствие общественно - полезной деятельности. Все они - "мёртвые души". Свою поэму Гоголь писал как поэт - гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей писательской ответственности, как человек, любящий свою родину и страдающий душой от тех непорядков и зол, которых так много видел в окружающей его русской общественной жизни. Его "Мёртвые души" - создание писателя - патриота, ясно выражающего свое отношение к изображаемому. это отношение, оценка действительности выражается не только в характере изображения людей и условий их жизни, но и непосредственно в авторских отступлениях. Мы встречаем у него иронически - сатирические рассуждения о толстых и тонких представителях дворянства (I гл.), о господах большой и средней руки, и его мнение о типичности выведенных им помещиков, и проникнутые лиризмом воспоминания о днях своей юности (начало 6 главы), и призыв к молодёжи быть человеком и в старости. Авторские отступления о типах писателей (начало 7 главы), о Руси и скрытых силах русского народа. В 11 главе Гоголь говорит о своей любви к родине, в завершающем первый том романтическом образе Руси - "птицы - тройки" - выражены и любовь Гоголя к родине, и его вера в её великое будущее. Ему неясны пути дальнейшего преображения родины ("Русь, куда несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа!") Но он убеждён в будущем величии русского народа. Ненавистному царству ноздрёвых, плюшкиных и собакевичей он противопоставлял свою любовь к России, веру в русского человека и восхищение им. С необычайным патриотическим воодушевлением говорит он о безбрежных просторах России, о её чарующей природе, о её песнях, о живом бойком уме русского человека, о "замашестом" и метком русском слове.

Художественные особенности творчества Гоголя

Гоголь начал свою деятельность как романтик, но скоро он обратился к критическому реализму. Под влиянием Пушкина Гоголь развивался как художник - реалист. Он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и "маленького человека", жителя петербургских углов. Гоголь - гениальный сатирик, бичевавший "пошлость пошлого человека", обнажил общественные противоречия русской действительности. Социальная направленность проявляется и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. Он нарисовал образы огромной обобщающей силы. Имена Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и др. стали нарицательными. Гоголь подчёркивает в характере героя одну - две наиболее существенные его черты. Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится ещё более ярким, выразительным, выпуклым. Тщательный подбор множества подробностей, резкое их преувеличение, как, например, вещи, одежда, жильё героя тоже служат целям яркого, сатирического изображения героя. Если в романтических произведениях Гоголя даны живописные пейзажи, придающие произведению определённую приподнятость тона, то в реалистических произведениях пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеров героев. Два мира, изображённые Гоголем, определили и особенности речи писателя: она то восторженна, проникнута лиризмом, когда говорит о народе ("Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба"), то становится близка к живой, разговорной (в бытовых картинах и сценах "Вечеров" или когда повествует о чиновно-помещичьей России). Использует простонародную речь, диалектизмы, украинизмы, введение лирических диалогов и монологов ("Майская ночь", "Тарас Бульба"), обилие вопросительных и восклицательных предложений - "Майская ночь", эмоциональные эпитеты - описание дня "Сорочинской ярмарки", Тараса Бульбы. Характер человека, его социальное положение, профессия раскрываются в речи персонажей. Юмор Гоголя - "смех сквозь слёзы". Историческая заслуга автора, по определению Белинского, состоит в том, что он "первым взглянул смело и прямо на русскую действительность". Своеобразие его сатиры, в отличие от сатиры XVIII века определяется тем, что она была направлена против "общего порядка вещей", а не отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Творчество Гоголя оказало огромное влияние на развитие отечественной литературы. Уже в 40 годах, при жизни писателя, его влияние испытывали на себе писатели "натуральной школы". Начав в те годы свою литературную деятельность, Некрасов, Достоевский, Тургенев, Григорович, Герцен и мн. др. писатели этой школы опирались в своём творчестве на художественный опыт Гоголя и развивали дальше реалистические традиции русской литературы. Характерные черты "натуральной школы": Изображение простых людей, из средних и низших слоёв населения; Демократическая направленность произведений; Разработка преимущественно прозаических форм творчества: романа, очерка, повести; Демократизация литературного языка путём введения разговорной речи провинциального дворянства и чиновничества, речи крестьянской, купеческой, мещанской. Гоголь боролся за чистоту и самобытность русского языка, этим он оказал влияние и на Тургенева, Островского, Некрасова, С. Щедрина, который учился у гоголя приёмам сатирического разоблачения дворянско-чиновничьей России. Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу "Сорочинская ярмарка", Римский - Корсаков - "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", Чайковский - "Черевички". Репин создал свою знаменитую картину "Запорожцы..." не без влияния на него "Т.Б.". Традиции Гоголя дали хорошие всходы в творчестве последующих поколений русских писателей. Гончаров однажды сказал о Г. Успенском: "Гоголь оставил ему в наследие несколько десятин своего великолепного имения - свой юмор..." Немало "десятин" гоголевского смеха унаследовали Щедрин, Чехов, Горький и Шолохов. Смех Гоголя и сегодня не утратил обаяния и своей боевой силы. Он продолжает служить источником эстетической радости и вместе с тем замечательным оружием борьбы против всяческой ржавчины в сознании людей, всего того, что мешает народу в его неудержимом движении вперёд. Ф.В. Гладков говорил: "Гоголь живёт среди нас как обличитель недостатков и пережитков, как призыв к строгой самокритике и самопроверке". К.А. Федин говорил: "Он живёт с нами, он среди нас. И мы не разлучаемся с ним никогда". Критик Стасов утверждал, что с Гоголя возвратился в Россию совершенно новый язык, который безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре. Вся молодёжь начала говорить гоголевским языком. Каждое действующее лицо говорит своим языком, что даёт представление об индивидуальности каждого. Немирович-Данченко (драматург, один из виднейших театральных деятелей) к столетию Гоголя после выступления делегаций из Франции, Англии, Норвегии, Чехии, Финляндии сказал: "Гоголь создал произведение театра, которое мы можем без малейшей натяжки назвать одним из самых законченных произведений сценической литературы всех стран". Большое место в жизни Гоголь отводил театру. Он говорил: "Театр - великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра". Белинский писал: "В "Ревизоре" нет сцен лучших, потому что нет худших, все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое". Гоголь писал в 1835-36 годах: "Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров! Своих характеров! Давайте нам самих! Давайте нам наших плутов... На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся над ними!" В комедии "Ревизор" сказывается влияние водевильных традиций: оговорки (пусть каждый возьмёт в руки по улице), игра слов (немного прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит - нет, чёрт возьми, не проходит), бессмысленное сочетание слов (я в некотором роде, я замужем), реплики после чихания (Чёрт тебя побери - и вам того же желаю).

 Идейно - художественное своеобразие поэмы "Мёртвые души".

"Мёртвые души как реалистическое произведение. В авторском отступлении о двух видах писателей Гоголь формулирует основные принципы реализма, сам он причисляет своё произведение к критическому реализму. Принципы реализма в поэме: Историзм. Гоголь писал о своей современности: "Конец 20-х и начало 30-х годов - период кризиса крепостного права на Руси". Типические характеры в типических обстоятельствах. Все помещики - обобщённые образы, чтобы сделать описание более точным, Гоголь описывает детали усадеб, жизненного уклада. Средства сатирической типизации: авторская характеристика персонажей, комические ситуации, обращение к прошлому героев, гипербола, пословицы, сравнения. Жанровое своеобразие. В "Мёртвых душах" присутствуют черты и авантюрно-приключенческого, плутовского, а также социального романа, однако "Мёртвые души" романом назвать нельзя, т.к. в нём нет любовной интриги. Особенности сюжета и композиции. Они связаны с образом Чичикова. Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты объединены в целое главным героем, образом предпринимателя-авантюриста. Композиция основана на принципе "концентрических кругов" или "замкнутых пространств" (город, усадьбы помещиков, вся Россия).

Кто он, Чичиков? Вопросы к теме:

  1. Детство и отрочество Чичикова?
  2. Какие черты характера закладывались уже в детстве?
  3. Что символизируют собираемые копеечки?
  4. Какие напутствия получил от отца?
  5. Какие черты предпринимательства он проявлял уже в отрочестве?
  6. Где служил и как?
  7. Зачем ему понадобились мертвые души?
  8. Где ещё шла речь о душах крепостных и завидном женихе (Грибоедов).
  9. Глава 2 - начало - описание слуг Чичикова. Что собой представляет кучер Селифан и лакей Петрушка?
  10. Какое отношение имеет описание слуг к характеристике литературного персонажа?
  11. Как Чичиков относится к простолюдинам?
  12. Найти в I главе описание внешности главного героя?
  13. Что представляет собой город N?
  14. Зачем пожаловал сюда Чичиков?
  15. Как он осуществляет свою идею?
  16. Какое мнение сложилось о нём у местных чиновников и помещиков?

Помещики в поэме:

  1. Кого первым посетил Чичиков?
  2. Что представляет собой Манилов? Его супруга? Как он встретил просьбу продать мёртвых душ? Что сделал? Хорошо ли живется у него крепостным? Умеет ли он по закону и совести решать конфликты и споры своих крепостных?
  3. Как Коробочка реагирует на просьбу Чичикова? Удается ли Чичикову сделка? Чем озабочена Настасья Петровна по отъезду гостя?
  4. Где встречается Чичиков с Ноздрёвым? Какую версию он излагает Ноздрёву?
  5. Как тот реагирует на сделку? Чем завершается визит к Ноздрёву? Куда далее направляется Чичиков?
  6. Вид деревни, изб у Собакевича? Что он из себя представляет? Какие чувства вызвало у него деловое предложение Чичикова? На что сердится он? Как заключается сделка?
  7. К кому он дальше едет? Что представляет собой Плюшкин? Всегда ли он был таким? Каким эпитетом наградил его Чичиков? Как он относится к просьбе Чичикова? Почему Чичиков отказался от угощения?
  8. Как живется крепостным у Плюшкина? А у кого из помещиков лучше всех?

О втором томе "Мёртвых душ"

В образе помещика Костанжогло Гоголь пытается показать положительный идеал. В нём воплотились идеи Гоголя о гармоническом устройстве жизни, разумном хозяйствовании, ответственном отношении к делу, использовании науки. Под воздействием Костанжогло Чичиков должен был пересмотреть своё отношение к действительности и "исправиться". Почувствовав в своём произведении "жизненную неправду" Гоголь сжег второй том "Мертвых душ".

План к сочинению: "Тема Родины и народа".

  1. Место произведения в русской литературе.
  2. Помещики в поэме:
    1. Манилов - бесплодный мечтатель.
    2. Коробочка - дубинноголовая.
    3. Ноздрёв - шулер и кутила.
    4. Собакевич - зверь.
    5. Плюшкин - прореха на человечестве.
  3. Народ в поэме:
    1. Петрушка и Селифан.
    2. Дворовая девочка Коробочки.
    3. Дядя Миняй и дядя Миляй.
    4. Лирические отступления о русском языке и реестр крестьян Собакевича.
    5. Народный бунт - повесть о капитане Копейкине.
  4. Отношение Гоголя к родине (лирические отступления о Руси).

Начало

"Мёртвые души"

Художественные особенности творчества Гоголя

Идейно - художественное своеобразие поэмы "Мёртвые души"

О втором томе "Мёртвых душ"

Кто он, Чичиков? Вопросы к теме.

Помещики в поэме. Вопросы к теме.

План к сочинению: "Тема Родины и народа".


Hosted by uCoz