Устранение речевых ошибок

Нередко в письменных работах учащиеся допускают плеоназмы при употреблении ненужных определений (ценные сокровища, темный мрак), лишних обстоятельств (упал вниз), нанизывание синонимов (закончить, завершить, выполнить задание), ненужные уточняющие слова и т.д. Учащимся следует давать задания, помогающие почувствовать, понять свои ошибки.

Например,устранить тавтологию, плеоназмы в таких предложениях:
1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
2. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.
3. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
4. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
5. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а то кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.
6. Павел Власов целеустремленно стремится к своей цели.
7. Ниловна призывает народ бороться за народное дело.
8. Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.
9. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.
10. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

Многозначность слова требует к себе особого внимания.Нередко полисемия становится причиной всевозможных недоразумений. Можно дать учащимся возможность исправить речевые ошибки в предложениях:
1. После этого матча стало ясно: защита нашей футбольной команды хромает.
2. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.
3. Ваши замечания я прослушал.
4. Мы теряемся в транспорте из-за отсутствия информации.
5. Я прощаюсь со школой, и сегодня мне хочется замахнуться на что-нибудь героическое.

Для любознательных можно дать задание устранить ошибки, возникшие при употреблении антонимов в предложениях:
1. Учеба у Ивана улучшается всё хуже и хуже.
2. Мы знаем, что ещё живы сейчас предки А.С.Пушкина.
3. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет горизонтально.
4. Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия.
5. В нашем классе учатся разные ребята: есть очень одаренные и неспособные, усидчивые и рассеянные, умные и ленивые, любознательные и пытливые.

Найдите в тексте 11 стилистических ошибок, отредактируйте его, перепишите в исправленном виде.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

Перепишите предложения, устранив двусмысленность и нелепость, связанные с неправильным употреблений личных местоимений.
1) В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. (Бедная девушка!)
2) Отец умер, когда ему было девять лет.
3) Народ не знает, против кого надо бороться. Они не знают, кто их главный враг.
4) Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там, пока она не кончилась.
5) Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
6) За дорогой на вершине холма хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.
7) Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его. (Какой ужас!)
8) Эту селёдку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.

Отредактируйте отрывок, устранив неясности, вызванные неправильным употреблением местоимений.
Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружьё, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. "Поймаю живым",решил Мартын Павлович. Мартын Павлович накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нём верхом.

Исправьте ошибки.
1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
2) Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.
3) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
4) По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.
5) Прошу Вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
6) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте "830"
7) Состав играющих хоккеистов за московских "Спартак" сегодня несколько изменился.
8) Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом.
9) Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.
10) Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне ничем не отличающегося от других людей мальчишку.
11) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом.
12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.
13) Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору.
14) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
15) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

Отредактируйте предложения.
1) По дороге в лагерь мы очень замерзли и, забыв про все примечательные места, про которые нам говорили ребята, побежали отогреваться в корпус, который нам отвели.
2) Добролюбов говорил, что многие молодые люди, вступающие в жизнь, задают себе эти вопросы, что то, что ты сейчас делаешь, это не то, что есть что-то лучшее, что-то необыкновенное, то, к чему ты должен стремиться.
3) Во весь опор мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной.
4) Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников "холодной войны", которая должна быть проглочена.
5) Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность. (Книги или писатели отражают современность?)
6) Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса биофака, где старостой Лена Петрова, которая в этом году по указанию министерства значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и порядка слов.

а 1) Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
  2) После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
  3) Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор.
  4) Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
  5) Успехами мы не блестим.
  6) Задача, поставленная нами, достигнута.
  7) На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
  8) Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
б 1) Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекции по сварке доцента Юрьева. (Бедный доцент!)
  2) В секции "Галантерея" продают колготки на бедрах. (Интересная секция, не правда ли?)
  3) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
  4) Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
  5) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
  6) Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
  7) Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
  8) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
  9) Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

Отредактируйте отрывок. Необходимо не только исправить стилистические ошибки, но и усилить стилистическую выразительность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.
Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую за сундуком тряпку и положил её в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу. Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Последнее обновление 03.10.2004
Техническая поддержка ribalov2002@mail.ru

Hosted by uCoz