Кабинет, наглядность, творчество

МОИ ПОМОЩНИКИ В РАБОТЕ.

Кто-то однажды сказал, что учебный кабинет - это методическая "начинка": книги, средства наглядности, позволяющие сделать уроки более живыми, разнообразными, добиться большей педагогической эффективности. Вот этими соображениями я постоянно руководствуюсь в своей работе, стремлюсь, чтобы кабинет имел лирически-художественный оттенок.
Очень хорошо в свое время писал В.А.Сухомлинский: "Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой окружения, красотой слова, мысли..." Помочь в этом может и правильно оформленный кабинет, и система разнообразных уроков, и внеклассная работа по предмету, и ощутимая любовь учителя к своему делу, к тем, кого он воспитывает. Центром, сердцем кабинета у меня являлись материалы, стенды о Пушкине, в котором отражается многожанровость его творчества.
С помощью учащихся и без них постоянно выпускаются бюллетени и газеты о жизни и творчестве писателей, поэтов, как Есенин, Фет, Ахматова, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Чехов и др., изготавливаются иллюстрированные "раскладушки", пишутся рефераты, доклады на литературные темы, приготовлено большое количество карточек для индивидуальных заданий по анализу произведений, по теории литературы, о жизни и особенностях речевых характеристик героев и т.д. Своеобразие творчества каждого писателя или поэта позволяет по-разному строить уроки. По возможности стараюсь на родное, близкое, понятное. Очень важен краеведческий аспект уроков, знакомство с родным краем через встречи с поэтами - земляками, как, например, с Г.И.Игнатовым, изучение его жизненного и творческого пути. Практикую уроки - лекции, например, "Знакомьтесь, Михаил Зощенко", уроки - конференции, так в 8 классе: "Личность и художественный мир И.С.Тургенева", интегрированный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, урок - воображаемая экскурсия "Войди в мир Л.Н.Толстого" - 8 класс, уроки с элементами драматизации "Чиновники в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" - 7 класс, уроки - концерты и конкурсы, на которых звучат не только стихи классиков, но и написанные самими учащимися.
Кроме сочинений на литературную тему учащимся предлагаю писать на заданную тему по собственным наблюдениям, впечатлениям о красоте каждого времени года, о своем городе, улице, о природе родного края, о людях - тружениках, о своих близких людях и т.д.
С большим интересом работают учащиеся с занимательными заданиями, периодически помещаемыми на стендах "Занимательная грамматика", "В мире слов". Помещаю на них кроссворды, головоломки, шарады, загадки, анаграммы, лингвистические задачи и т.д. Некоторые задания даются для домашнего обдумывания, а большинство - для работы в классе при повторении или закреплении изученного материала. Главное, чтобы это было интересно детям, заставляло их вслушиваться, вдумываться, мыслить, а увлеченность работой - лучший способ сохранить дисциплину, создать обстановку доброжелательности и взаимного доверия между учениками и учителем. Допустим, классный час посвящен профессиям. За неделю до его проведения появляется красочно оформленная головоломка - нужно расшифровать названия профессий. Названия их способствуют повторению безударных гласных, суффиксов, написания сложных слов и т.д. Такая работа помогает осуществлять обучение и воспитание во взаимосвязи. При изучении устного народного творчества готовлю шарады, загадки, отражающие тему и способствующие выработке навыков грамотного письма.
Чтобы идти в ногу со временем приходится постоянно заниматься поиском, знакомством с научной педагогической литературой. Хорошую помощь получаю из постоянно выписываемых предметных журналов. Богатый материал в помощь преподавания сосредоточен в специальных книжках: "В мире литературы", "Обратимся к истории", "Мир искусства" и т.д. Приходится работать над собой, т.к. учитель может вести вперед только до тех пор, пока сам учится.
В классах, как правило, дети разного уровня развития, поэтому стараюсь прислушиваться к каждому ребенку, наблюдая за ним, создаю условия для его самореализации, стремлюсь не только учить жить, а жить одной жизнью с учеником. И если мой ученик в чем-то сомневается, стремлюсь разрешить эти сомнения. Передо мной, как предметником, стоит задача научить детей грамоте, познать тайные глубины литературы, научить четко выражать свои мысли, используя все богатство русского языка. Работать в наше время особенно трудно. Из-за отсутствия школьных наглядных пособий приходится готовить их самой, на что уходит масса времени. Для развития монологической речи учащихся использую изготовленные собственноручно специальные таблицы-схемы по всем частям речи. Их, как правило, использую сразу при первоначальном знакомстве с морфологическими признаками частей речи. В конце изучения предлагаю сначала сильным учащимся составить по таблице связный рассказ, далее привлекаю к этой работе и слабых учащихся. Для развития орфографической зоркости у учащихся тоже готовлю таблицы. В основном это таблицы на чередование гласных в корнях, написание приставок и суффиксов. Эти таблицы предназначены больше для слабых учащихся. Для работы по лексике тоже есть особые карточки. Они тоже чаще используются в работе со слабыми учениками. В каждой карточке три задания - по одному из них - ребус. Выглядят карточки привлекательно, т.к. я заказывала их изготовление в Асиновской типографии.
На уроках русского языка важно внимание учащихся, интерес к уроку, поэтому особенно в 5-6 классе часто практикую элементы игры, уроки - путешествия, яркие, красивые карточки, иллюстрации, рисунки мелом на доске, элементы неожиданности и даже загадочной таинственности на определенных этапах урока, различные виды работы по развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические знания в практической работе. Вся работа на уроках ведется с учетом индивидуальных возможностей учащихся, уровня их развития и обязательно дифференцированный подход к домашним заданиям и самостоятельным работам на уроках. Стараюсь укрепить уверенность каждого ученика в своих возможностях. Для достижения положительных результатов в обучении грамотному письму помогает разнообразный раздаточный материал, таблицы, диаграммы. Помогает в этом и внеклассная работа по предмету. Стало хорошей традицией проведение олимпиады на личное первенство в классе, КВН, игры "Поле Чудес", "Звездный Час", конкурсы чтецов, работа кружка "Проба пера", где ребята осваивали основы стихосложения и сами писали стихи, басни, рассказы, частушки, работа классного драмкружка, где учащиеся 5-6 классов готовили костюмированные выступления по сказкам Пушкина, рассказам Чехова, учащиеся 7-го класса готовили отрывки из комедии Гоголя "Ревизор", учащиеся 8-9 классов выступали со сценариями по произведениям Пушкина: "Евгений Онегин", "Барышня - крестьянка", "Пиковая дама". С этими спектаклями учащиеся выступали и перед учениками, и на родительских собраниях.

Последнее обновление 22.09.2004
Техническая поддержка ribalov2002@mail.ru

Hosted by uCoz