Дифференцированное обучение


Очень важно при изучении любого раздела русского языка учитывать индивидуальные возможности учащихся. При изучении лексики практикую следующие виды работы.
Для более слабых учащихся. Найти синонимы, "спрятанные" в двух столбиках.
неразговорчивый бесплодный
невнимательный безуспешный
неплодородный ошибочный
неудачный рассеянный
несложный несложный
несерьезный простой
неправильный легкомысленный

Для учащихся средней группы. Подобрать нужный синоним в предложениях.
1. Даже в самый ... (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
2. Если разложить на земле листья одного только дерева, то они займут ... (великую, большую, огромную, громадную) площадь. (Ю.Дмитриев)

Остальным учащимся нужно подобрать свои синонимы к выделенным в тексте словам.
Покос - самая трудная и веселая пора летом. Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда,- до того шпарит, что кажется, земля должна сморщиться от такого огня. В раскаленном воздухе звенит гнус. День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков. (В.Шукшин)
При изучении антонимов тоже даются задания разной степени сложности:
1 группа. Подобрать к словам антонимы, где первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, дадут новое слово.

грязный ч
искусственный е
трусливый с 2 группа. Списать, подчеркнуть антонимы:
мягкий т
грубый н Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.
замкнутый о Хороша вещь, когда новая, а друг - когда старый.
слабый с В умной беседе ума наберешься, а в глупой - свой растеряешь.
светлый т Ученье -свет, а неученье - тьма.
ь Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

3 группа. Разгадать загадку, выписать антонимы и составить с ними 4-5 простых предложений, выделив грамматическую основу в первом предложении.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

При изучении фразеологизмов уместны загадки-шутки.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда что-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер).

Назвать части речи загаданных слов.
Возможны сказочные фразеологизмы, лингвистические игры, головоломки.
Закончить крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда не ... , принеси то ... ; скоро сказка сказывается ...; это все присказка ... .


Hosted by uCoz